В 1978 Майкл снялся вместе с Дайаной Росс (Diana Ross) в экранизации бродвейского мюзикла «The Wiz» («Удивительный Волшебник из Страны Оз»). На съёмках он познакомился с музыкальным режиссёром Квинси Джонсом (англ. Quincy Jones), который станет продюсером его самых известных альбомов. Первый из них, «Off the Wall» (1979), представил Майкла Джексона миру как яркого, талантливого молодого человека и модного танцора. На вершину чартов попали дискохит «Don’t Stop ‘Til You Get Enough» и более медленная композиция «Rock With You», а сам альбом разошёлся тиражом более 20 млн. Многие музыкальные обозреватели считают «Off the Wall» последней вершиной мимолётной эпохи музыки диско. После был «Thriller», вошедший в историю как самый продаваемый альбом в мире и навсегда изменивший облик музыкального бизнеса. Если отвлечься от цифр и спросить, насколько значительным был музыкальный прорыв Джексона? Продюсер Квинси Джонс заявил в интервью журналу «Тайм»: «Чёрная» музыка должна была играть вторую скрипку в течение долгого времени, но её дух — целая движущая сила в поп-музыке, которую Майкл соединил с каждой душой в мире».
Альбом выпущен под лейблом Epic Records 30 ноября 1982 года, спустя три года после предыдущего альбома Джексона, коммерчески успешного и положительно принятого критиками альбома 1979 года ‘Off the Wall’. Альбом выдержан в том же стиле, что и предыдущий (поп, рок, соул, диско, фанк), однако песни содержат более мрачные тексты, в том числе на темы паранойи и сверхъестественного.
Альбом записывался в период с апреля по ноябрь 1982 года в Лос-Анджелесе. При этом из девяти композиций альбома четыре были записаны при участии известного музыкального продюсера Куинси Джонса. Всего бюджет альбома составил около 750000 долларов.
После выпуска первого сингла с альбома (The Girl Is Mine, в дуэте с Полом Маккартни) некоторые музыкальные обозреватели полагали, что альбом не будет иметь большого успеха. Однако после выхода второго сингла (Billie Jean, крупнейший хит за всю карьеру Джексона) альбом поднялся на вершины хит-парадов. Он входил в состав Billboard 200 более двух лет (122 недели), при этом находясь на вершине в течение почти девяти месяцев (37 недель). Все семь песен с альбома, выпущенных в качестве синглов, в разное время попали в первую десятку хит-парада синглов Billboard Hot 100. За этот альбом Джексон получил восемь премий «Грэмми» (в том числе в самой престижной номинации — «лучший альбом года») и семь премий American Music Awards.
В 1985 альбом был объявлен Книгой рекордов Гиннесса «наиболее продаваемым альбомом за всю историю». По данным на июль 2001 года в США было продано 26 миллионов копий альбома, что сделало его вторым альбомом по продажам в истории Америки, позади «The Greatest Hits» группы The Eagles (27 миллионов). Объём продаж во всём мире оценивается в пределах от 47 до 109 миллионов экземпляров, при этом на пике популярности альбома продавалось около миллиона его копий каждую неделю.
Джексон и его продюсеры ловко использовали в своих интересах активно развивающееся музыкальное телевидение: его революционные видеоролики стали основой для MTV, которому исполнился только год во время выпуска альбома. Популярности диска способствовало, помимо многих иных причин, выступление Джексона в мае 1983 года на 25-й годовщине Motown, где он представил миру 14-минутный видеоклип, снятый к песне «Thriller» и выдержанный в стилистике фильма ужасов. На этом же концерте во время исполнения «Billie Jean» Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую «лунную походку».
По мере того как усиливалось внимание прессы к персоне Джексона, певец и его окружение использовали эту шумиху для извлечения неслыханной дотоле финансовой выгоды. В 1983 он заключил контракт с «Пепси-колой», в рамках которого должен быть сняться в их рекламном ролике. Во время съёмок произошёл несчастный случай, из-за которого Джексон получил ожоги всего лица. Несмотря на эту неприятность, в 1984 году он вновь лидировал в американских чартах, на этот раз с записанной в дуэте с Полом Маккартни композицией «Say Say Say». На следующий год Майкл скупил большую часть акций компании ATV Music Publishing, обладавшей правами на большинство песен The Beatles, что послужило причиной размолвки с Маккартни, который сам мечтал выкупить эти акции. Майкл Джексон также работал вместе с Фредди Меркьюри, сделав с ним несколько пробных записей. Тем не менее по неизвестным причинам сотрудничество так и не состоялось. Официально говорилось о занятости обоих музыкантов.